Газетные заголовки кричат: "Свинка свирепствует в университетах!", в то время как там начинается кампания массовой вакцинации и студентам рекомендуется сделать прививку вакциной MMR (корь–краснуха–паротит), ибо эпидемия грозит выйти из кампусов и охватить всю страну. Управление здравоохранения (Великобритании) сообщает о росте случаев эпидемического паротита во всех возрастных группах с 1500 в 2003 г. до почти 2000 только за первые шесть месяцев этого года.

Нам сообщают, что большинство случаев свинки приходится на молодых людей позднего подросткового возраста и двадцати с небольшим — тем, кому не была сделана прививка вакциной MMR и, таким образом, они остались без защиты от инфекции (1).

Прививка от паротита была введена в прививочный календарь Великобритании в виде вакцины MMR в 1988 г., но в 1988—1991 гг., в ходе кампании прививочного охвата, предлагали вакцинировать всех детей дошкольного возраста (2).

Это означает, что все дети, родившиеся после 1983 г., были привиты. То есть сейчас этим детям должно быть около 21 года или меньше, но нам говорят, что именно эта возрастная группа подвержена паротиту, так как в 1988 г. они были слишком взрослыми и не получили вакцину MMR.

Вспышки паротита происходили с конца 1990–х гг. на севере Англии и в Северной Ирландии, а вовсе не возникли внезапно в этом году. Количество случаев паротита неуклонно росло, и к 2000 г. выросло на 30% по сравнению с 1999 г. По сравнению с 2000—2001 гг. заболеваемость в некоторых городах, например в Лидсе, возросла в 9, а в Бредфорде — в 30 раз (3). Треть заболевших были старше 15 лет — худший возраст для этой болезни у мальчиков! 95% подтвержденных случаев в Северной Ирландии пришлись на возраст между 9 и 19 годами (4).

В Стокпорте изучили вирусы паротита, полученные от разных больных, и установили, что они относятся к генотипу G6. Используемая в Великобритании вакцина от паротита в составе вакцины MMR относится к генотипу A. Лабораторная служба Управления общественного здравоохранения считает, что перекрестного иммунитета от другого штамма должно быть достаточно (я не знаю, на каких исследованиях основывается эта теория), но в четырех случаях, подтвержденных в Стокпорте, заболевшие получили 2 дозы MMR. "Существует вероятность того, что прививание эпидемического паротита приводит к возникновению штамма-мутанта, против которого перекрестный вакцинный иммунитет действует очень слабо или не действует вообще" (5), как это было с коклюшем (6).

Вакцинация от паротита в США началась на 11 лет раньше Великобритании, вспышки свинки там случаются среди все тех же "недоохваченных" групп — дети 5–9 лет и подростки 10–19 лет. Вакцина MMR точно так же не справляется со вспышками кори, поэтому в 1989 г. в прививочный календарь США была добавлена вторая доза MMR, и с тех пор крупные вспышки болезни стали происходить среди населения, получившего две дозы вакцины. Американская пресса достаточно открыта, чтобы трактовать это как "провал первичной вакцинации" (то есть прививка не работает). Но это не мешает США требовать наличие этой прививки при поступлении в школу или университет (7).

Официально в Великобритании считается, что две дозы MMR спасут нас от всех проблем, и очень важно, чтобы дети получили хорошую "защиту" от всех трех болезней.

"Защита". Чтобы поощрить нас прививать детей, используется это новое слово. Детям больше не нужно иметь иммунитет против болезни, но они должны быть "защищены" от нее. Звучит успокаивающе, но что это означает на самом деле? Для того, чтобы "защитить" от болезни, вакцина может сделать только одно — вызвать выработку антител.

Ни один иммунолог, будучи искренним, не скажет, что антитела, полученные благодаря искусственной иммунизации (вакцинации), так же хороши в смысле длительности существования, как и антитела, приобретенные при естественной болезни. И даже антитела, полученные естественным путем, являются всего лишь звеном в длинной цепочке механизмов, с помощью которых организм защищает себя от вреда, причиняемого внешними возбудителями. Самое важное — это помнить, что антитела, будь даже они естественными, не являются синонимом иммунитета. Противопаротитная вакцина еще раз подчеркнула этот факт в 1990-х гг., в Швейцарии. Все три вакцины — "Рубини", "Джерил-Линн" и "Юрэйб" (была запрещена в Великобритании в 1992 г., так как вызывала паротитный менингит) — создавали отличный уровень антител, но среди вакцинированных штаммом "Рубини" наблюдалась бóльшая заболеваемость, чем среди вообще не привитых (8). Д-р Дэвид Эллиман, районный координатор Управления здравоохранения Мертона, Саттона и Уондзуорта и консультант Объединения детского здоровья при больнице Св. Джорджеса в Лондоне, сказал, что на самом деле причиной болезни была вакцина (9). Используемая в Великобритании вакцина MMR содержит штамм "Джерил-Линн", живой ослабленный вирус эпидемического паротита, выращенный на куриных эмбрионах.

Существует еще одна гипотеза по поводу вспышки паротита в Великобритании — так как рост заболеваемости паротитом пришелся на начале 1990-х гг., то непривитые дети почти не имели контактов с уже заболевшими свинкой детьми, и не получили возможности приобрести натуральный иммунитет. Но разве вокруг нас не циркулирует множество вирусов паротита — иначе как люди вообще заболевают им?

Нам говорят, что "до начала использования MMR в 1988 г. заболеваемость паротитом была равна "десяти тысячам случаев". И как же это узнали? До 1988 г. паротит не считался болезнью, подлежащей регистрации, в то время как у 30–40% заболевших не бывает никаких симптомов (10). В 1995 г. все еще было 2023 сообщения о клинических случаях болезни (11); значит, должны быть еще тысячи субклинических (бессимптомных) случаев, и все это было за три года до того, как д-р Эндрю Вейкфилд предположил в своей статье, опубликованной в "Ланцете", связь между прививкой MMR и аутизмом. "Справочник иммунизации против инфекционных болезней", выпущенный Департаментом здравоохранения, сообщает, что до начала применения MMR в больницу каждый год попадали 1200 детей. Хотелось бы знать, почему.

Паротит вызывается вирусом. Человек является единственным его хозяином. Типичны субклинические инфекции. Большинство случаев приходится на возраст от 5 до 9 лет. Длительный иммунитет приобретается уже после перенесенного один раз клинического или субклинического паротита, повторные случаи заболевания довольно редки (12). Инкубационный период длится в среднем 18 дней. Свинка начинается с боли и опухоли в районе одной околоушной железы (слюнная железа, расположенная спереди от уха) и повышения температуры. Железы, расположенные на шее и под языком, тоже могут быть поражены. Через 4-5 дней опухоль желез на одной стороне спадает и может перейти на другую. В более серьезных случаях наблюдается сильный жар, налет на языке и невозможность глотать что-либо, кроме жидкости. Чаще всего бывает трудно глотать, есть и разговаривать. Обычно болезнь проходит через 10-14 дней и, как правило, сопровождается полным выздоровлением.

Клинический паротит (когда симптомы ясно указывают на свинку) при правильном лечении не является опасной болезнью, но осложнения могут быть серьезными. Как избежать их? С помощью здравого смысла. Ребенку или молодому человеку, заболевшему какой-либо инфекционной болезнью, нужен отдых, свежий воздух (открытое окно), в изобилии чистая вода и свежие соки (особенно ананасовый, если во рту присутствуют неприятные ощущения) — их можно пить через соломинку, если двигать челюстью тяжело (10), заботливый уход и еще больше отдыха. Больным не нужен парацетамол (ацетаминофен, тайленол), нестероидные противовоспалительные препараты (например, ибупрофен), антибиотики, антигистамины и другие готовые лекарства. Также не следует отправлять ребенка в школу только потому, что температуру вынудили вернуться к норме. Это лишь загонит болезнь внутрь, и тогда осложнения вполне вероятны.

Осложнения редки. Самым частым является опухание яичек, но это обычно случается у больных, достигших половой зрелости. Опухание обычно затрагивает одну сторону; если же она распространяется и на вторую, то это может отразиться на выработке спермы и даже привести к бесплодию. У девочек может возникнуть опухание яичников, но к бесплодию это не приводит (12). Вообще же считается, что свинка, перенесенная с выраженным опуханием слюнных желез ("щеки хомяка"), помогает в предотвращении рака яичников впоследствии (13). И это в самом деле хорошо, так как рак яичников обычно поздно диагностируется, и прогнозы бывают неутешительными. В редких случаях может возникнуть глухота (12).

В 1974 г. был опубликован ретроспективный обзор Королевской коллегии врачей общей практики, в котором было рассмотрено лечение 2482 случаев паротита в инфекционных больницах Англии и Уэлльса на протяжении 11 лет с 1958 г. по 1969 г. (14). Обычно заболевшие свинкой не обращаются в больницу, так что эти случаи уже были довольно серьезными. Осложнения были зарегистрированы у 42% пациентов, наиболее частые затронули центральную нервную систему — менингит или менингоэнцефалит был зарегистрирован у 25% мужчин и 18% женщин. Все больные с осложнениями полностью выздоровели, за исключением пяти человек, из них четверо взрослых — они оглохли.

Авторы говорят о паротитном менингите так:

Является ли он частью заболевания или осложнением, но в целом все согласны с тем, что это состояние доброкачественное и его последствия (долгосрочные эффекты) довольно редки.

"Умерло три пациента. У двоих из них было серьезное основное заболевание, и свинка не может считаться причиной смерти". Третий пациент был описан как здоровый 20-месячный мальчик, он был доставлен в больницу с предположительным диагнозом "эпидемический паротит". Врач общей практики подозревал ангину и выписал ему пенициллин. При поступлении у мальчика была обнаружена эритематозная (красная) и пурпурная (фиолетового цвета, не белела при надавливании стеклом) сыпь на руках и ногах, сочтенная аллергической реакцией на пенициллин. У него была лихорадка, сопровождавшаяся высокой частотой сердечных сокращений и дыхания, которая продолжала повышаться до самой смерти, развившаяся "внезапно и неожиданно, на третий день после поступления". Авторы так прокомментировали секционные находки: "Ретроспективно существуют сомнения в диагнозе "эпидемический паротит" у этого пациента".

За весь период в больницы было доставлено 2482 пациента со свинкой, было зарегистрировано только три смерти (две из которых были вызваны другими сопутствующими причинами) и в пяти случаях наблюдались долгосрочные последствия. Все это говорит о доброкачественной природе болезни.

Вывод:

Исследование достаточно ясно показывает, что нет особенной необходимости в массовом прививании эпидемического паротита, хотя возможны показания к вакцинации определенных групп мужского населения. К таким группам можно отнести мальчиков, вышедших из подросткового возраста и готовящихся переехать в общежитие... также нужно иметь в виду результаты серологических исследований, показывающих, что 90% мальчиков 14 лет и старше уже были инфицированы эпидемическим паротитом. Следовательно, имеет смысл произвести скрининг на антитела и вакцинировать только серонегативных представителей вышеуказанных групп.

В 1960-х гг. паротитный менингит фиксировался в менее чем 2,5% клинических случаев свинки у больных моложе 20 лет (15). При частоте субклинической инфекции 30-40% это означает, что он встречается в менее 1% всех случаев эпидемического паротита, и прогноз обычно хороший (10). Паротитный менингит не требует специального лечения, хотя люмбальная пункция облегчает сильную головную боль, и перспективы обычно великолепны (10).

Учебники, выпущенные не позднее 1987 г., говорят о доброкачественной природе и долговременном иммунитете, вырабатываемом благодаря дикой инфекции паротита (12). Тем не менее, сейчас нам заявляют, что паротитный менингит встречается в 10% случаев (7). Возможно, современная медицина не так умна или продвинута, как мы привыкли о ней думать, и может быть дети четверть века назад были здоровее, благодаря меньшей школьной нагрузке, меньшему числу прививок, меньшей бакалее, меньшему центральному отоплению, меньшему телевидению и большему времени на воздухе, большему количеству прогулок и заботы, так как больше матерей оставались дома и заботились о своих семьях.

Вакцинация от эпидемического паротита, равно как и вакцинация от кори, связана с возникновением заболевания в старшем возрасте, что ведет к значительно более серьезным последствиям у мальчиков. Орхит, опухание яичек — подобные осложнения намного чаще возникают у юношей, вышедших из возраста полового созревания, а двусторонний орхит в редких случаях может привести к бесплодию. Нам остается только дожидаться следующего колебания прививочного маятника в другую сторону, когда мы увидим свинку у младенцев.

Паротитная вакцина имеет множество побочных эффектов: в 1995 г. Бэлрэдж и Миллер опубликовали исследование (16), сообщавшее о "причинной" связи прививки с вирусным менингитом и эпидемическим паротитом. О первых документированных случаях менингита, вызванного штаммом "Юрэйб" в вакцине MMR, было сообщено в Канаде в 1987 г., а потом в 1988, 1989 и 1990 гг. Затем в США и Канаде отказались от ее использования. В Великобритании ее использовали до сентября 1992 г., несмотря на очевидную связь. Оправданием служила "недоказанность". То же исследование показывает, что 1 из 250 000 доз вакцины MMR служит причиной инсулинозависимого сахарного диабета и панкреатита. Также была отмечена глухота, связанная с поражением слухового нерва. Авторы относят ее эпизоды к случайностям и подобную временную зависимость они считают неубедительной, но в некоторых случаях возможной. Для доказательства этой связи требуются дополнительные эпидемиологические исследования (никогда не проводились). В Канаде отмечали случаи орхита после MMR, также как и в США — с помощью Системы информации о побочных эффектах вакцин (VAERS) (17).

Бэлрэдж и Миллер также рассматривали тромбоцитопению, синдром Гийена-Барре и аллергические реакции, но так как всем этим заболеваниям предшествовала прививка вакциной MMR, то невозможно сказать точно, какой компонент вакцины спровоцировал их — паротитный, коревой или краснушный (16).

Про аллергические реакции сообщают следующее: "Вызывает беспокойство тот факт, что во время как первичных испытаний на безопасность, так и постмаркетингового наблюдения подобные определения не рассматривались", "самое большое количество случаев зарегистрировано в Нью-Йорке (18), где у 5 из 2 789 детей были обнаружены потенциально опасные для жизни реакции в течение двух часов после вакцинации". Авторы отмечают, что всем детям было проведено лечение адреналином и антигистаминами, а реакции были вызваны "скорее всего, вакцинными наполнителями — неомицином или желатином, или остаточными следами яичного антигена, но не вирусными компонентами". Не думаю, что детям, у которых развились аллергические реакции, это поможет.

Так как вакцина со штаммом "Юрэйб" вызывала паротитный менингит (11), она была запрещена в Великобритании, что не помешало производителям продать эту же вакцину в Южную Америку, где как раз началась прививочная MMR-кампания, предсказуемо ставшая причиной эпидемии паротитного менингита. Представителя Союза производителей вакцин Великобритании д-ра Майка Уотсона спросили, как люди, всегда заботящиеся об интересах детей, могли поступить подобным образом? И он ответил, что менингит был "всего лишь сильной головной болью, от которой никто не пострадал" (10). Между тем, врачи убеждают родителей прививать детей от паротита именно из-за риска (небольшого) возникновения паротитного менингита как осложнения болезни.

И снова, как только появляется вакцина от болезни, до этого считавшейся практически безвредной, нам сообщают, что эта болезнь, на самом деле, куда серьезнее, чем мы думали. Так уже было. Уже рассказывалось о XIX веке, когда прививание натуральной оспы было обязательным. Подождите, сейчас медицинские журналы и газеты начнут рассказывать нам, как опасна может быть ветряная оспа. Разумеется, до какого-то предела это правда, ведь мы постоянно увеличиваем число прививок, а вместе с ними в организм наших детей и взрослых попадает все возрастающее количество ртути, алюминия, формальдегида, антибиотиков, тканей животных и птиц, вирусов и прочих загрязнителей, которые увеличивают восприимчивость к осложнениям после таких болезней.

Как сообщалось в статье Королевской коллегии врачей общей практики в 1974 г.,

паротит обычно считается относительно легкой болезнью, которая нечасто вызывает серьезные осложнения или необратимые последствия. По этой причине до настоящего времени почти ничего не предпринималось для предотвращения заболевания, но с появлением в США эффективной живой аттенуированной вакцины взгляды на болезнь были пересмотрены, и оценка потребности в этой вакцине привела к тому, что будущая программа вакцинации, скорее всего, будет дополнена этой прививкой.

Похоже, что, прививая свинку, вы или ваш ребенок не только станете жертвами побочных реакций вакцинации, но и можете заболеть самой болезнью. Мой выбор мне известен!